История люстры
Люстра в интерьере – обычный аксессуар сегодня. Однако прежде чем приобрести привычный для нас вид и строение, люстра прошла долгий путь из Византии IV века. Именно там появились первые потолочные светильники, внешний вид которых прямо отражал благосостояние хозяина. Основное применение нашли такие светильники в христианских храмах. И если в маленьких деревнях люстры были достаточно просты по своей конструкции, то большие храмы освещались действительно грандиозными произведениями искусства. В качестве источников света использовались масляные лампады и свечи.
Именно красивые, вычурные люстры и укоренились в Европе и Руси через пару столетий, приобретая все более индивидуальные формы и конструкцию. Со временем дошли такие «храмовые» светильники и до бытового использования, приобретая все большую функциональность. Уход за ними становился проще, а обслуживание – удобнее. Окончательный общий вид «классической» люстры, какой мы ее знаем, сформировался в ХVII веке – тогда эти светильники и стали представлять собой горизонтальный круг с расположенными по периметру свечами. А еще через сотню лет в конструкции из бронзы и серебра стало использоваться стекло.
Хрусталь
Хрусталь также претерпел определенные изменения с тех пор. Изначально люстры делались с использованием стекла. Венецианское стекло ручной работы имело большой успех в то время. Из него полностью вылепливалась люстра, чаще всего представлявшая собой стеклянную чашу с «растущими» из нее стеклянными же цветами, листья которых и использовались в качестве подсвечников. В интерьерах того времени, пестрящих разнообразной лепниной и зеркалами, смотрелись такие люстры просто восхитительно.
Пришедшие в обиход лишь немного позже хрустальные люстры, были увешаныразнообразными подвесками и гирляндами. При малейшем сквозняке, переливающиеся всеми цветами радуги хрустальные подвески издавали мелодичный перезвон. Однако использовались такие люстры исключительно в больших банкетных и бальных залах, поскольку внушительным был не только их вес (иногда – больше 200кг.), но и стоимость, достигавшая астрономических сумм.
На сегодняшний день, хрусталь с 30% содержанием окиси свинца может иметь практически любой цвет и переливаться любыми оттенками, в зависимости от выбранного цвета оправы. Например, в белой оправе хрусталь излучает холодное свечение, а в золоте наоборот – светится теплом и жизнью.
Люстры
Ввиду трудоемкости, обслуживание люстр со свечами было делом довольно долгим и хлопотным. Все стало проще после изобретения керосиновых ламп. Тогда же яркость свечения люстр стало необходимо ограничивать, что привело к созданию абажура. Первые абажуры чаще всего имели исключительно функциональное значение, однако со временем и этот элемент светильника стал совершенствоваться в плане внешнего вида, становясь неотъемлемой частью общей картины.
Завершением формирования люстр до привычного для нас вида стало появление электрических лампочек. При небольшом изменении светильника, изобретение Эдисона стало тем финальным штрихом, который завершил картину оптимальной конструкции люстры. И все то разнообразие моделей, которые представлены сегодня на современном рынке, лишь ее дизайнерские разновидности, с небольшими техническими новшествами.
И по сей день, люстры прекрасно выполняют свои функции, наполняя наши дома и квартиры светом, уютом и теплом. И сегодня такие светильники продолжают быть показателем достатка или статуса в обществе, и все так же сложно найти более эффектное и значимое для всего интерьера украшение, чем шикарная люстра.